С середины XX в.

Этот период основывается на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности и интересы. Оба родителя принимают равноценное участие в жизни ребенка, в удовлетворении его растущих индивидуальных потребностей. Не делается акцента на формировании и нивелировании черт личности. Метод физического воздействия вытесняется методом активного слушания и эмоционального присоединения. В этой связи Л. Демоз указывает, что в контексте помогающего стиля родитель должен "быть слугой, а не повелителем ребенка... создавать условия для развития его интересов". Если ранее, на предшествующих исторических этапах, правовой статус ребенка поглощался в той или иной степени правовым статусом родителей, то для сегодняшнего дня характерно признание правового статуса несовершеннолетнего как величины самостоятельной, которая в определенной степени формирует правовой статус родителей.
Эта тенденция связана с влиянием норм международного права и спецификой гуманизации в развитии законодательства, посвященного правовому статусу ребенка. Первый универсальный международный правовой акт о защите детства, Декларация о защите прав детей, был принят Лигой Наций только в 1924 г. По мнению Н. Е. Борисовой, принципиальное значение для определения правового положения несовершеннолетних имеют три группы конституционных норм. Первую группу составляют положения, прямо относящиеся к защите прав и интересов несовершеннолетних. Так, независимо от возраста Конституция провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства в части их признания, соблюдения и защиты (ст. 2 Конституции РФ). Кроме того, Основной закон раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем реализации системы государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Вторую группу конституционных норм образуют статьи, в которых говорится непосредственно о детстве, о положениях, устанавливающих, что детство находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), что забота о детях и их воспитание есть равное право и обязанность родителей. Третью группу составляют нормы конституционного права, регламентирующие равное положение детей и взрослых в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Теоретически правовой статус несовершеннолетних согласно ст. 15 Конституции РФ складывается не только из конституционных норм, но и из положений Конвенции ООН о правах ребенка и конкретизирующих данные установления норм отраслевого, прежде всего семейного законодательства.
Самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. Конвенция фактически заменила собой Декларацию прав ребенка (1959 г.) и расширила представления о десяти принципах правовых аспектов защиты детства, поименованных в данном нормативно-правовом акте. Конвенция содержит значительное число положений общего принципиального порядка, предопределяющих его правовой статус как абсолютный по отношению ко всем остальным лицам. В документе дан перечень всех прав ребенка, при этом какой-либо один из них не выделяется в качестве главенствующего, безотносительно к тому, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. Не устанавливается никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия. Конвенция делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что по сути своей представляет ту основу, которой должны придерживаться все государства, ратифицировавшие данный документ.
Конвенция вводит принципиально важное определение понятия "ребенок", под которым понимается лицо, не достигшее 18-летия, т.е. возраста совершеннолетия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Термин "несовершеннолетний" теперь становится легальным термином, применяемым в гражданском, семейном, уголовном законодательствах. Включение в законодательные акты понятия несовершеннолетия придает этому обстоятельству значение юридического факта.
В настоящее время объем прав и свобод несовершеннолетних предусматривается в разных отраслях права и составляет в совокупности их общий правовой статус. Наиболее полно он раскрывается в семейном законодательстве. Основные начала семейного законодательства (ст. 1 СК РФ) устанавливают принципы приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые еще раз подчеркивают исключительность правового статуса детей как наиболее защищенного от всякого рода ущемлений и посягательств. Глава 11 СК РФ определяет комплекс прав несовершеннолетних, которые в полном объеме согласуются с декларированными Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка правами и свободами личности.