XIV - XVII вв.

Этот период воспитания дозволял ребенку влиться в эмоциональную жизнь родителей, которые начинают проявлять по отношению к нему внимание и заботу. Помимо права родителей распоряжаться жизнью и судьбой ребенка общество наделяет взрослых обязанностью заботиться о своих детях. Однако эта забота ассоциируется прежде всего с задачей родителей "отлить" из ребенка, как из мягкого воска, определенную форму, востребованную обществом. Данный этап отличался весьма сильной двойственностью в отношении родителей к детям. С одной стороны, общество признает за детьми право на заботу об их воспитании. С другой стороны, если "детский материал" оказывался недостаточно податливым в руках воспитателей, его могли беспощадно бить, искореняя столь жестоким путем недопустимое с точки зрения господствовавшей в обществе морали своеволие. Таким образом, право на заботу о воспитании порождало обязанность воспитуемых подвергаться жесткому принудительному воздействию, от перегибов которых защита не предусматривалась. Игнорирование детства как естественного и специфического периода в развитии личности приводило к тому, что общество крайне негативно реагировало на любые формы отклоняющегося поведения детей. В частности, исследования истории борьбы с преступностью несовершеннолетних содержат сведения о распространенности применения смертной казни к детям младшего возраста.
Следует отметить, что забота о воспитании подрастающего поколения в этом историческом периоде была прерогативой аристократии и дворянства. Одним из признаков преодоления безразличия к детству служит появление в XV - XVI вв. надгробных барельефов и портретов умерших детей. Их смерть начала переживаться как действительно невосполнимая утрата. Даже в появлении слов, обозначающих детей, просматривается тенденция нарастания их ценности для взрослого сообщества. Так, словом "babe" в XIV в. первоначально обозначали как маленьких детей, так и маленьких животных. К XV в. данное слово стало вытесняться термином "infant", которое относилось только к детям знатного происхождения. В то же время бедные слои населения проявляли по отношению к детям скорее заботу об их физическом содержании, так как ребенок в быту воспринимался как дополнительная рабочая сила в семейном хозяйстве. Детская эксплуатация была повсеместным явлением.
Между тем необходимо подчеркнуть, что именно на этом этапе правовой статус несовершеннолетнего приобретает определенные реальные очертания. Формируется понятие о детстве как возрастной страте, которой присущ собственный правовой статус. Возникает уникальный юридический феномен: право родителей на личное воспитание детей становится одновременно их обязанностью. Как отмечает Г. Ф. Шершеневич, в данном феномене отражается сочетание частного интереса, связанного с удовлетворением потребности иметь детей, и публичной заинтересованности государства в надлежащем воспитании новых членов общества. Содержание родительской власти начинает трактоваться как совокупность прав и обязанностей родителей, детерминирующих содержание правового статуса ребенка. Вместе с тем особенностью правового статуса ребенка в рассматриваемом периоде является такое соотношение прав и обязанностей, при котором право одновременно порождает обязанность быть объектом его принудительной реализации родителями.