IV - XIII века. н.э.

Для этого этапа характерно, что родители начинают признавать наличие у ребенка души. Инфантицид снижается, но дети продолжают оставаться для родителей объектом негативного проецирования. Главным средством избавления от них являлось оставление ребенка - отправление к кормилице, в монастырь, на воспитание в другую семью либо окружение строгой эмоциональной холодностью и отчуждением дома. Л. Демоз отмечает, что ребенка олицетворяли с источником зла. По-прежнему в семье оставалось главенствующее положение отца, который имел право определять жизненный путь и условия воспитания детей по своему усмотрению. При этом дети следовали правовому статусу того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы.
Весьма существенным моментом, раскрывающим содержание понятия ценности жизни ребенка на данном этапе, является возрастание удельного веса не-материнского и не-семейного воспитания детей. Роль семьи как агента социализации была весьма незначительной, что свидетельствовало о той несущественной роли, которую общество признавало за детьми вообще. Одновременно в социальной структуре семьи ребенок не занимал никакого определенного положения, поскольку его воспитание внутри семьи существующими моральными нормами не предусматривалось в качестве необходимого и социально одобряемого условия.
Рассматривать в качестве самостоятельного правового явления правовой статус несовершеннолетнего в эпоху господства оставляющего стиля представляется весьма проблематичным. Как отмечал Ф. Ариес, понятие детства вообще не было известно раннему средневековью. Об этом косвенно свидетельствуют произведения искусства, в которых до XII в. художники изображали детей не иначе как уменьшенной копией взрослых. Утрата несовершеннолетними своей возрастной страты, слоя, характеризующего их не только с точки зрения общности социальной группы, но и с точки зрения обобщенного субъекта права, указывает на то, что средневековое общество не рассматривало ребенка как лицо, наделенное правоспособностью. Сроки биологического и социального созревания детерминируют юридический и фактический статус возрастной страты. С ними связываются определенный набор прав и обязанностей ее членов. Характер закрепленной за конкретным возрастным слоем деятельности и связанные с этим нормативные предписания определяют ее правовой статус. Отсутствие самой возрастной страты детства не позволяет говорить о наличии какого-либо определенного правового статуса несовершеннолетних.