Алкоголь

Водку производят в России с XVI века. За это время она успе­ла стать национальной бедой. Почему же эта прозрачная жид­кость почти без запаха и вкуса так опасна? 40% — столько содержится в водке этилового спирта. Он-то и приносит наи­больший вред. Спирт обладает способностью быстро всасы­ваться в слизистую оболочку желудка, и уже через 5-10 минут алкоголь поступает в кровь человека. Наша печень может за один час переработать только около 30 г алкоголя. Примерно такое же количество алкоголя содержится в бокале вина или пива. Любой коктейль сразу в несколько раз увеличивает дозу алкоголя, а значит и время опьянения, и связанную с этим опасность! Главное направление атаки алкоголя — мозг и нервная си­стема. Именно они страдают первыми. Алкоголь замедляет ра­боту мозга и делает для него неразличимыми сигналы нервных окончаний, именно поэтому у человека после употребления алкоголя резко снижается реакция и нарушается координа­ция движений. Печальная статистика: алкоголь — одна из са­мых частых причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет! Они просто возвращались домой на машине или на мотоцикле с веселой вечерин­ки, просто пытались дока­зать, что уже взрослые... Не менее опасно и то, что алкоголь «усыпляет» часть отделов мозга, отвечаю­щих за наши естествен­ные реакции. Например, тот, который сдерживает рвотный рефлекс. Поду­май об этом, когда потя­нешься за очередным кок­тейлем в компании друзей.

alcohol.jpg

Остапчук, Оксана. Скажи жизни «Да» [Текст]: научно-популярное издание / Оксана Остапчук. — М.: ООО «Аргументы и факты»-детям», 2007. — 56 с.

  ПОДРОСТКИ И АЛКОГОЛЬ

Проблема подросткового пьянства возникла не сегодня и не вчера. Но ес­ли еще десять-пятнадцать лет назад подростки выпивали, так сказать, нелегально, то в нынешнее время молодой человек с бутылкой - обычный персонаж рекламных клипов и плакатов. Поэтому не стоит удивляться данным социологических исследований: опыт употребления алкоголя есть у подавляющего большинства современных подростков. Как показывает статистика, по-настоящему трезвый образ жизни, что называется, «ни капли», ведут лишь 10% старшеклассников. На вопрос: «Почему вы употребляете алкоголь?» — школьники отвеча­ют предсказуемо. 73% опрошенных - «по случаю праздника», 37%- «для уверенности в себе», 13% - «чтобы забыть неприятности», 11% - «от безделья», 8% - «чтобы не выпасть из компании». В общем, прямо по Бернсу: «Для пьянства есть такие поводы - поминки, праздник, встреча, про­воды...» Итак, практически все подростки не прочь «попробовать», «рассла­биться», с помощью алкоголя убежать от серой действительности. Действительность не особо переделаешь, зато ясно и Подробно расска­зать о вреде алкоголя учителю вполне по силам. Как говорят специалисты по выживанию и экстремальным ситуациям, кто предупрежден - напо­ловину спасен.


Последствия зависимости

Для того чтобы начать рассказ о последствиях алкогольной зависимости, вполне сойдут сведения из школьного курса химии и биологии. В любом классе возникает заинтересованное оживление, когда на доске появляется знакомая формула этилового спирта - С2Н5ОН. Важно только внятно объ­яснить, что за вещество скрывается за этой формулой. (Этиловый спирт (этанол), содержащийся в любом алкоголе, - это про-топлазматический нервный яд (будьте уверены, это название ученики за­помнят). Разлагаясь в организме, этанол отнимает у клеток кислород и во­ду. При значительном или частом, а тем более постоянном употреблении алкоголя клетки органов в конце концов погибают, нарушаются все физио­логические процессы в организме, перерождаются ткани печени, почек, сердца, сосудов. Алкоголь травмирует организм, делает его уязвимым для болезней. Для ранних стадий алкоголизма характерны язва желудка, сердечно-сосудис­тые расстройства. Для поздних - цирроз печени, полиневриты, мозговые нарушения. Сильное опьянение (врачи называют его алкогольным отрав­лением) - одна из наиболее частых причин смерти в молодом возрасте. Но отравление вызывает не только сильное, но и любое опьянение. Оно проходит несколько этапов. В первые минуты опьянения настроение повышается, появляется лож­ное чувство мышечного расслабления и физического комфорта, по жилам разливается приятное тепло. Насыщенная алкоголем кровь приливает к мозгу и вызывает возбуждение нервных центров. Собственно, ради этого скоропреходящего удовольствия алкоголь и принимают. Но первая, эйфорическая, стадия опьянения скоро сменяется второй: на­строение резко падает, нарушается координация движений, речь становит­ся невнятной, снижается либо совсем исчезает волевой контроль. Почему так происходит? На второй стадии кора головного мозга пере­стает контролировать работу его подкорковых отделов. Поэтому способ­ность действовать вроде бы сохраняется, но критическое отношение к сво­им действиям теряется. Как говорят в народе, «пьяному море по колено, а лужа - с головой». На третьей, самой сильной, стадии опьянения сознание и память отклю­чаются, человек может свалиться прямо на улице. Именно такими «под­вигами» подростки, бывает, хвастают друг перед другом: «Мы вчера так с Васей нарезались, на ногах не стояли!» Такое хвастовство имеет более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд. Подростки (как, впрочем, и многие взрослые) действитель­но видят в выпивке что-то удалое, молодецкое. Они искренне считают, что алкоголь дает разрядку, уверенность в себе, облегчает общение, улучшает на­строение, уменьшает тревогу. Поэтому подростки и не готовы сказать «нет», когда им предлагают выпить. Ведь у них действительно чаще всего есть про­блемы и с уверенностью в своих силах, и с общительностью. А просчитать последствия регулярного снятия стрессов с помощью алкоголя они не в со­стоянии. И не только потому, что вообще не способны мыслить на перспекти­ву, - им не хватает элементарных знаний о том, что такое алкоголизм и как он развивается. Эти-то знания и может сообщить подросткам учитель.

alcohol2.jpg

Иваницкая, Елена. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики [Текст] / Елена Иваницкая, Татьяна Щербакова. — М.: Чистые пруды, 2008. — вып. 15. — 32 с. — (Библиотечка «Первое сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика»).