...читаем солдатскую сказку «Похождения жука-носорога»
Апрель 21, 2025
Просмотров: 48
Сегодня читаем солдатскую сказку «Похождения жука-носорога» (6+), которую написал Константин Георгиевич Паустовский.
Когда началась война, Паустовский был в непризывном возрасте (ему было 49 лет), у него падало зрение, всё сильнее давала знать о себе астма. Однако уже 29 июня 1941 года писатель отправился на Южный фронт в качестве военного корреспондента Он выезжал на передовую, беседовал с бойцами, писал о военных операциях, о героизме солдат и командиров. Его рассказы, очерки, статьи, короткие зарисовки с передовой печатались в центральных газетах. В годы войны Паустовский тесно сотрудничает с театрами, им было создано около 20 пьес военной тематики.
«Похождения жука-носорога» – добрая сказка для детей. Кажется, что война – не лучшее время для сказок, но сам автор устами солдата Петра объясняет: «От сказки не только ребятам, а даже бойцам одно удовольствие».
Война в произведении Паустовского показана глазами жука, которого сынишка подарил отцу, отправляющемуся на фронт. Думаю, детям понравятся наблюдения и размышления жука: «Жук полез на куст бузины на краю окопа, чтобы получше осмотреться. Такой грозы он ещё не видал. Молний было слишком много. Звёзды не висели неподвижно на небе, как у жука на родине, в Петровой деревне, а взлетали с земли, освещали всё вокруг ярким светом, дымились и гасли. Гром гремел непрерывно. Какие-то жуки со свистом проносились мимо. Один из них так ударил в куст бузины, что с него посыпались красные ягоды. Старый носорог упал, прикинулся мёртвым и долго боялся пошевелиться. Он понял, что с такими жуками лучше не связываться, – уж очень много их свистело вокруг».
Как и положено, сказка эта имеет счастливый конец, хотя в ней есть несколько напряжённых моментов.
Это и другие произведения можно найти в нашей библиотеке, в сборниках произведений К. Паустовского.
Цитаты из книги:
На фронте бойцы удивлялись жуку, трогали пальцами его крепкий рог, выслушивали рассказ Петра о сыновьем подарке, говорили:
– До чего додумался парнишка! А жук, видать, боевой. Прямо ефрейтор, а не жук.
– Висла! – говорили бойцы, зачерпывали манерками воду, пили, а кое-кто умывал в прохладной воде пыльное лицо. – Пили мы, значит, воду из Дона, Днепра и Буга, а теперь попьём и из Вислы. Больно сладкая в Висле вода.
Какой-то человек в грязном зелёном мундире прицелился в Петра из винтовки, но жук с налёта ударил этого человека в глаз. Человек пошатнулся, выронил винтовку и побежал.
Жук полетел следом за Петром, вцепился ему в плечи и слез в сумку только тогда, когда Пётр упал на землю и крикнул кому-то: «Вот незадача! В ногу меня задело!» В это время люди в грязных зелёных мундирах уже бежали, оглядываясь, и за ними по пятам катилось громовое «ура».
Из лазарета Пётр снова ушёл на фронт – рана у него была лёгкая. Часть свою он догнал уже в Германии. Дым от тяжёлых боев был такой, будто горела сама земля и выбрасывала из каждой лощинки громадные чёрные тучи. Солнце меркло в небе. Жук, должно быть, оглох от грома пушек и сидел в сумке тихо, не шевелясь.
– Стосковалась по нашим рукам родная земля. Мы теперь из неё сделаем сад и заживём, братцы, вольные и счастливые.
Жук долго сидел, озирался, поводил усами, потом приподнялся на задние лапки, раскрыл крылья, снова сложил их, подумал и вдруг взлетел с громким жужжанием – узнал родные места. Он сделал круг над колодцем, над грядкой укропа в огороде и полетел через речку в лес, где аукались ребята, собирали грибы и дикую малину. Стёпа долго бежал за ним, махал картузом.
#Вместе_на_мирной_земле