1. Стартовая
  2. Мероприятия
  3. Новости (события)
  4. ...читаем повесть «Последние холода» Альберта Лиханова

...читаем повесть «Последние холода» Альберта Лиханова

Май 8, 2025 Просмотров: 19
«Был в сорок пятом, как в любом году жизни, такой день – восьмое мая. Когда он настал и когда двигались часовые стрелки, отмеряя его длину, никто в нашем доме и во всём нашем городе ещё не знал, будто это какой-то особенный день. Да и потом мы не очень думали про него – кто будет горевать о последнем дне войны, если рядом с ним стоит первый день мира! Но он всё-таки был, этот день. Последний день войны. Война умирала нехотя. Всё было ясно, а где-то там в Берлине, ещё строчили автоматы и ухали пушки. Восьмое мая началось как обычно. Весна рвалась в окна солнечными щедрыми шторами, клокотала мутными ручьями, орала грачиными голосами. Так что всё шло своим ходом».

Сегодня, 8 мая, в последний день Великой Отечественной войны, читаем повесть «Последние холода» Альберта Лиханова.

Это одно из самых пронзительных произведений о военном детстве. В столовой, куда Коля приходит за доппитанием (у мальчика малокровие), он знакомится с «шакалами» Вадиком и Марьей. Дети с матерью приехали в этот городок в эвакуацию, мать заболела тифом, а дети, оставшись одни, потеряли карточки.

Им ничего не остаётся, как доедать еду за другими детьми или воровать у них хлеб, ведь «Голод убивает всякий стыд». Большинство ребят презирают «шакалов», но Коле становится их жаль, и он пытается помочь своим новым друзьям…

Что выйдет из этой затеи, вы можете узнать сами, прочитав повесть «Последние холода».

Цитаты из книги:
На словах сочувствовать, конечно, легко. А как до дела, так сразу всякие объяснения и сложности!
Как ни крути, из двух бед надо всегда выбирать ту, которая больше, о ней помнить, с ней бороться, пока достаёт сил, а ту, которая меньше, одолевать втихомолку, придумывая что угодно, … только не сдаваясь, не допуская, чтобы большая беда победила.
…ведь жили мы все лишь бы, лишь бы. Лишь бы дожить до новых карточек, лишь бы скорей на работу, в школу, лишь бы дожить до победы. Война затянулась, голод и холод одолевали постоянно, и к ним уже попривыкли, только вот к войне никто привыкать не хотел, все торопили её, откладывая радость, удовольствие да, кажется, и саму жизнь до лучших времён, до мирных дней.
Я понимал его тихое отчаяние: за голод приходилось рассчитываться самым неразменным – добрым именем. И всё-таки он был сильный человек, этот Вадик.
Нет, человек, даже маленький, не ёлочная игрушка, его нельзя вынуть только на праздник, дать ему порадоваться огням и смеху, а потом упрятать на целую войну в мягкую, оберегающую от ушибов вату. Человек – не игрушка, и – хочешь или не хочешь – он будет биться об углы, которые придумывает жизнь, и это битьё в конце концов приучает его к мысли, что жизнь не заменишь враньём или – скажем мягче – обманом, даже если этот обман совершенно не грубый, а деликатный и у него нет слов, а есть только молчание: люди молчат и, значит, скрывают правду.
А потом настало завтра! Первый день без войны.

#Вместе_на_мирной_земле