| ||||
Алкоголь
Водку производят в России с XVI века. За это время она успела стать национальной бедой. Почему же эта прозрачная жидкость почти без запаха и вкуса так опасна? 40% — столько содержится в водке этилового спирта. Он-то и приносит наибольший вред. Спирт обладает способностью быстро всасываться в слизистую оболочку желудка, и уже через 5-10 минут алкоголь поступает в кровь человека. Наша печень может за один час переработать только около 30 г алкоголя. Примерно такое же количество алкоголя содержится в бокале вина или пива. Любой коктейль сразу в несколько раз увеличивает дозу алкоголя, а значит и время опьянения, и связанную с этим опасность! Главное направление атаки алкоголя — мозг и нервная система. Именно они страдают первыми. Алкоголь замедляет работу мозга и делает для него неразличимыми сигналы нервных окончаний, именно поэтому у человека после употребления алкоголя резко снижается реакция и нарушается координация движений. Печальная статистика: алкоголь — одна из самых частых причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет! Они просто возвращались домой на машине или на мотоцикле с веселой вечеринки, просто пытались доказать, что уже взрослые... Не менее опасно и то, что алкоголь «усыпляет» часть отделов мозга, отвечающих за наши естественные реакции. Например, тот, который сдерживает рвотный рефлекс. Подумай об этом, когда потянешься за очередным коктейлем в компании друзей.
Остапчук, Оксана. Скажи жизни «Да» [Текст]: научно-популярное издание / Оксана Остапчук. — М.: ООО «Аргументы и факты»-детям», 2007. — 56 с.
Проблема подросткового пьянства возникла не сегодня и не вчера. Но если еще десять-пятнадцать лет назад подростки выпивали, так сказать, нелегально, то в нынешнее время молодой человек с бутылкой - обычный персонаж рекламных клипов и плакатов. Поэтому не стоит удивляться данным социологических исследований: опыт употребления алкоголя есть у подавляющего большинства современных подростков. Как показывает статистика, по-настоящему трезвый образ жизни, что называется, «ни капли», ведут лишь 10% старшеклассников. На вопрос: «Почему вы употребляете алкоголь?» — школьники отвечают предсказуемо. 73% опрошенных - «по случаю праздника», 37%- «для уверенности в себе», 13% - «чтобы забыть неприятности», 11% - «от безделья», 8% - «чтобы не выпасть из компании». В общем, прямо по Бернсу: «Для пьянства есть такие поводы - поминки, праздник, встреча, проводы...» Итак, практически все подростки не прочь «попробовать», «расслабиться», с помощью алкоголя убежать от серой действительности. Действительность не особо переделаешь, зато ясно и Подробно рассказать о вреде алкоголя учителю вполне по силам. Как говорят специалисты по выживанию и экстремальным ситуациям, кто предупрежден - наполовину спасен.
Последствия зависимости
Для того чтобы начать рассказ о последствиях алкогольной зависимости, вполне сойдут сведения из школьного курса химии и биологии. В любом классе возникает заинтересованное оживление, когда на доске появляется знакомая формула этилового спирта - С2Н5ОН. Важно только внятно объяснить, что за вещество скрывается за этой формулой. (Этиловый спирт (этанол), содержащийся в любом алкоголе, - это про-топлазматический нервный яд (будьте уверены, это название ученики запомнят). Разлагаясь в организме, этанол отнимает у клеток кислород и воду. При значительном или частом, а тем более постоянном употреблении алкоголя клетки органов в конце концов погибают, нарушаются все физиологические процессы в организме, перерождаются ткани печени, почек, сердца, сосудов. Алкоголь травмирует организм, делает его уязвимым для болезней. Для ранних стадий алкоголизма характерны язва желудка, сердечно-сосудистые расстройства. Для поздних - цирроз печени, полиневриты, мозговые нарушения. Сильное опьянение (врачи называют его алкогольным отравлением) - одна из наиболее частых причин смерти в молодом возрасте. Но отравление вызывает не только сильное, но и любое опьянение. Оно проходит несколько этапов. В первые минуты опьянения настроение повышается, появляется ложное чувство мышечного расслабления и физического комфорта, по жилам разливается приятное тепло. Насыщенная алкоголем кровь приливает к мозгу и вызывает возбуждение нервных центров. Собственно, ради этого скоропреходящего удовольствия алкоголь и принимают. Но первая, эйфорическая, стадия опьянения скоро сменяется второй: настроение резко падает, нарушается координация движений, речь становится невнятной, снижается либо совсем исчезает волевой контроль. Почему так происходит? На второй стадии кора головного мозга перестает контролировать работу его подкорковых отделов. Поэтому способность действовать вроде бы сохраняется, но критическое отношение к своим действиям теряется. Как говорят в народе, «пьяному море по колено, а лужа - с головой». На третьей, самой сильной, стадии опьянения сознание и память отключаются, человек может свалиться прямо на улице. Именно такими «подвигами» подростки, бывает, хвастают друг перед другом: «Мы вчера так с Васей нарезались, на ногах не стояли!» Такое хвастовство имеет более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд. Подростки (как, впрочем, и многие взрослые) действительно видят в выпивке что-то удалое, молодецкое. Они искренне считают, что алкоголь дает разрядку, уверенность в себе, облегчает общение, улучшает настроение, уменьшает тревогу. Поэтому подростки и не готовы сказать «нет», когда им предлагают выпить. Ведь у них действительно чаще всего есть проблемы и с уверенностью в своих силах, и с общительностью. А просчитать последствия регулярного снятия стрессов с помощью алкоголя они не в состоянии. И не только потому, что вообще не способны мыслить на перспективу, - им не хватает элементарных знаний о том, что такое алкоголизм и как он развивается. Эти-то знания и может сообщить подросткам учитель.
Иваницкая, Елена. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики [Текст] / Елена Иваницкая, Татьяна Щербакова. — М.: Чистые пруды, 2008. — вып. 15. — 32 с. — (Библиотечка «Первое сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика»).
| ||||