| ||||
XVIII в.Для него характерно навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Однако методы воздействия становятся более гибкими, состоящими в своей основной части убеждением словом, а не агрессивным физическим воздействием. Благодаря просветительским идеям Ж.-Ж. Руссо постепенно любовь к детям становится нормативной установкой культуры. В конце XVIII в. начинается кампания за собственно материнское воспитание, без участия кормилиц и нянек, к детям начинают приглашать домашних учителей и воспитателей.
Между тем установившаяся позитивная тенденция была характерна лишь для просвещенной и экономически зажиточной "верхушки" общества. В среде крестьянства и нарождающегося пролетариата утилитарное отношение к детям продолжает сохранять главенствующие позиции.
Р. Зидер, ссылаясь на отчеты врачей и описания небрежного отношения к младенцам, являющего причиной высокой детской смертности, в этой связи отмечает, что крестьянские матери в XVIII в. относились к своим детям намного равнодушнее и без особых чувств. Господствовал обычай передавать младенца кормилице. К детям относились фаталистически: ребенок или выживал, или умирал. Подраставших детей воспитывали крайне сурово, причем традиционное воспитание сводилось к приобщению к труду с четвертого года жизни. Образование как таковое оставалось для крестьянских семей совершенно чуждым, поэтому право на образование в содержание правового статуса крестьянских детей не включалось вообще. Положение ребенка среди братьев и сестер зависело в значительной мере от принципа наследования. Первенец, предназначенный быть наследником крестьянского двора, рос в своей роли, занимая более высокое положение в правах и обязанностях среди своих младших братьев и сестер.
Немногим отличалось правовое положение детей в семьях ремесленников и рабочих. Производительный труд и воспитание детей не были разделены. Родители нуждались в детях как в работниках. Дети были для семьи "живым капиталом" как работники, приносящие финансовый доход, и как гарантия обеспечения в старости. Психические и физические нагрузки несовершеннолетних определялись не в соответствии с их возрастом, а с принятой на производстве продолжительностью рабочего дня.
Правовое положение несовершеннолетних повсеместно продолжало оставаться зависимым от воззрений родителей на меру их "полезности" в быту. Преобладающей доминантой в содержании правового статуса остается комплекс обязанностей: обязанность послушания и покорного отношения к воспитательным мерам воздействия, обязанность трудиться, обязанность следования воле родителей в решении своей судьбы.
| ||||